Фары и прожекторы отходят в прошлое. Создан концепт осветительного прибора для транспортных средств, позволяющий рассмотреть участок дороги не в узком луче, а по всей плоскости. Ямки и канавки теперь различать будет куда проще. Да, пока концепт и эксклюзивно для велосипедистов.
С самого своего изобретения велосипед привлекает взгляды заинтересованных лиц и праздной общественности. Сначала над ним смеялись, дескать, как же он будет ездить, на двух колесах-то! Затем, осознав всю экономическую выгоду и по достоинству оценив мобильность, стали нещадно эксплуатировать.
Когда-то двухколесный агрегат был диковинкой и поводом для смеха, затем превратился в предмет культа и вожделения. Всевозможные модификации, изменения конструкции и попытки увеличения КПД – все это было в истории велосипеда.
Во многих странах велосипед сегодня – одно из самых популярных средств передвижения. И если кататься каждое утро на работу на двухколеснике решаются не все, то выбраться на природу в компании единомышленников-педалистов рад каждый третий.
Гики никак не могли обойти вниманием велосипед. Ни в коем случае! Появившись как чудачество для избранных, велосипед стал просто находкой для людей, желающих выделиться из толпы. А с развитием науки, техники и всего остального, у нас появилась прекрасная возможность практически бесконечно улучшать двухколесный транспорт.
Велосипед современного гаджетофила просто обязан иметь прикрученные и интегрированные устройства. Для измерения чего-нибудь (чего угодно, хоть для подсчета ёжиков, прячущихся на вершинах ёлки). Для обозначения себя в толпе (да, горн от дедушкиной «Волги» подойдет). Ну и прочее так, по мелочи (неоновые светящиеся трубки на спицах колес, телескопический щиток от ветра и насекомых на уровне глаз). Однако, самым первым и обязательным гаджетом, устанавливаемым на любой велосипед, с давних пор является фара-прожектор. Потому что, отправляясь на велопрогулку утром, никто не застрахован от возвращения поздним вечером. А ямки и кочки – злейший враг велосипеда с самого первого дня существования.
Недавно группа товарищей-исследователей из Университета провинции Сычуань, что в самом сердце Китайской Народной Республике, решила, что негоже в век пилотируемых полетов на Марс освещать дорогу лампой накаливания, да еще и узким лучом. Концепт устройства, предложенный китайцами, предполагает не просто освещать дорогу перед велосипедистом, а сразу идентифицировать и обозначать визуально неровности рельефа. В качестве рабочего инструмента используется световая сетка (рабочее название гаджета как оно есть — Lumigrids), проецируемая на дорогу множеством светодиодов.
По задумке исследователей, сетка, безусловно охватывающая большее пространство, чем прямой луч света, позволит велосипедисту быстрее и качественнее среагирвоать на неровность дороги. Так как проекция представляет собой множество довольно мелких ячеек-клеточек, то при пересечении границ этих клеточек с препятствием, прямые линии будут искривляться, «вжимаясь» и «выгибаясь» визуально. И мониторящий их велосипедист будет в курсе, ямка впереди или кочка.
Так как диоды потребляют значительно меньше энергии, чем самая слабенькая лампа накаливания, сетка-ямодетектор получается довольно широкая. Инженерами предложено несколько вариантов проекции: от маленькой и индивидуальной тринадцатисантиметровой до большой, — «командной», — шириной около тридцати сантиметров.
Как ни прекрасно все звучит в теории, но на практике (даже возможной и максимально приближенной к реальностям велопоездки) получается «немного не так».
Во-первых, гики-велосипедисты, знакомые с устройством человеческого организма, заметили, что постоянный мониторинг световой сетки на дороге поглощает все внимание ездока. И на оценку других опасностей или изменений окружающей действительности у такого велосипедиста может не хватить ни реакции, ни воли (эффект гипноза, да-да).
Во-вторых, все время смотреть вниз, перед собой, — довольно утомительное занятие. В предложениях к улучшению изобретения, засыпавших выдумщиков китайцев, фигурировал второй проектор, рисующий картинку вертикально, перед глазами велосипедиста.
В-третьих, какой-то близкий к реалиям нашей страны гик отметил, что ямки бывают разные не только в ширину, но и в глубину. А ячейки представленной сетки довольно большие, чтобы успеть адекватно оценить всю пикантность ситуации.
Таким образом, прекрасная идея, способная приблизить нас к вожделенным пространственным сканирующим устройствам из фантастических произведений, пока не выдерживает конструктивной критики.
Из наиболее распространенных рацпредложений стоит отметить сочетание описанного концепта гаджета с запрограммированным изображением. То есть, чтобы перед велосипедистом (или сзади него, или вообще по кругу) по земле скользила не непонятная окружающим световая сеть, а симпатичная картинка или надпись вроде «дорогу двухколесным!». Такой «напилинг», по крайней мере, предупредит других участников дорожного движения о приближении гика-байкера.